15 апреля в Администрации Президента РФ пройдет заседание экспертного совета при управлении президента по вопросам противодействия коррупции. Темой заседание станет повышение эффективности деятельности органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданных в соответствии с указом президента РФ от 15 июля 2015 года № 364. Указ стал одним из важнейших документов, определяющих всю антикоррупционную политику государства.
В преддверии заседания эксперты прокомментировали ПАСМИ их точку зрения по отношению к главному событию апреля – принятию нового Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг.
Новый документ, определяющий всю антикоррупционную политику страны, принципиально расширил сферу применения: в противодействии коррупции в ближайшие два года будут участвовать и власть, и гражданское общество. По мнению экспертов, документ очень важен для системной работы в данном направлении, но реализация отдельных пунктов нацплана может быть очень сложна.
Ирина Яровая: «Нацплан предусматривает детальную настройку»
Документ был высоко оценен профильным комитетом Государственной Думы. Руководитель комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Ирина Яровая отметила, что нацплан является отдельной смысловой частью утвержденной Президентом РФ в конце 2015 года Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Именно в стратегии поясняется, что коррупция является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.
«Новый национальный план противодействия коррупции предусматривает “детальную настройку” на основе пошагового анализа правоприменительной и судебной практики, в том числе разбор типовых ситуаций, связанных с конфликтом интересов, подготовку методических рекомендаций по привлечению к ответственности и т. д. Планом предусмотрено активное внедрение компьютерных технологий для анализа и обработки представляемых деклараций. Особое внимание уделено противодействию коррупционным проявлениям при осуществлении государственных и муниципальных закупок, в том числе усилению борьбы с хищениями», — сказала Яровая.
Еще один документ, в совокупности с которым стоит рассматривать национальный план, — это поручения президента, составленные по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года.
«Если сейчас смотреть отдельно нацплан, то получается, что много поручений, которые до этого дал президент, остаются в другом документе. А если откроете документ, который был по итогам заседания Совета, там есть много поручений, которые не вошли в нацплан по объективным причинам», — говорит директор Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Баснак.
Напомним, в списке имеется поручение обязать чиновников принимать присягу и разработать варианты дисциплинарной ответственности за ее нарушение, проработать вопрос усиления уголовной ответственности за хищения при осуществлении госзакупок. Генпрокуратуре России президент поручил подготовить законопроект об освобождении бизнесменов от наказания за взятку, если ее вымогали чиновники. Условием для освобождения от наказания, в соответствии с распоряжением президента, должно стать обращение взятки в доход государства.
Между тем, на самом заседании Совета по противодействию коррупции Владимир Путин отмечал, что вряд ли в ближайшее время можно будет добиться ярких побед над коррупцией, поскольку борьба с коррупцией крайне сложная задача, но останавливать работу в данном направлении нельзя.
«Наверное, это и сложная задача, может быть, даже труднодостижимая, но если мы остановимся — будет хуже, двигаться нужно только вперед», — подчеркнул президент.
Правоприменение в регионах
По мнению большинства экспертов, основная законодательная база противодействия коррупции в стране уже есть. Сложность заключается в применении законов на практике, и более всего это сложность проявляется в регионах, на местах. Новый национальный план как раз выстраивает работу одновременно в двух направлениях: усиливает ответственность глав субъектов за противодействие коррупции в регионах и расширяет область применения тех законов, которые пока есть только на бумаге.
«Новый нацплан делает существенный упор на правоприменительную практику, потому что законодательство по противодействию коррупции, в принципе, в своей основе сложилось, — продолжил Дмтрий Баснак. — Сейчас большую роль нужно уделять тому, как оно применяется в государственных органах. Ключевой задачей и сложностью является то, что нужно существенное внимание уделять реализации на местах данных поручений, данных нормативных актов. По сути, те подразделения по противодействию коррупции, которые были созданы несколько лет назад, это проводники тех задач, которые озвучены в нацплане. То, насколько эффективно выстраивается работа в каждом конкретном госоргане, дает уже кумулятивный эффект в целом по системе. Поэтому это основная задача, на что должна быть направлена работа в этом направлении».
364 указ президента — еще один документ, дополняющий сегодняшний нацплан. Согласно указу Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», при главе каждого региона должны быть созданы комиссии по противодействию коррупции. Проект ПАСМИ «Интервью с губернатором» и собственные расследования об информационном обеспечении антикоррупционной политики в регионах показали, что зачастую заседания комиссий носят формальный характер.
«Мы уже столкнулись сегодня с тем, что многие руководители то ли не понимают, то ли не читают национальный план. На экспертном совете я буду говорить о жестких требованиях по усилению мер контроля, — рассказал ПАСМИ председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Необходимо готовить руководителей регионов к тому, что они должны писать конкретные планы, а не формальные, внутриведомственные, региональные, муниципальные планы. Дальше мы должны продолжить работу, в том числе и по антикоррупционной экспертизе, привести ее в соответствие с требованиями, сделать антикоррупционную экспертизу законодательных актов достаточно понятной. Еще я буду говорить о том, что нужно изучить практики реализации, особенности применения нацплана. Декларирование антикоррупционных мер ввели, но инициатива достаточно сложно реализуемая, поэтому надо готовить, а не вводить многие меры достаточно быстро и необдуманно».
«На совете будет обсуждаться, как в регионах смогли реализовать указ № 364, в каком объеме провели мероприятия, предусмотренные нацпланом, какие перспективы есть и какие сложности возникают. Определяющую роль в исполнении данного документа должна сыграть активность субъектов РФ», — резюмировал Дмитрий Баснак.
Обучение антикоррупционеров
Особенно остро стоят задачи по профильному обучению должностных лиц, по усилению ответственности руководителей органов исполнительной власти и по взаимодействию с гражданским обществом на местах. Но на практике все это имеет свои сложности.
«В регионах в обучении нуждаются около 5,5 тысяч только сотрудников подразделений по противодействию коррупции, — прокомментировал ПАСМИ директор НИИ противодействия коррупции Павел Кабанов. — Вопрос встает, кто будет обучать, будут ли обучать те, кто имеет надлежащую квалификацию. Где найти людей, которые обладают такой квалификацией. Вот это самое главное».
Образование сотрудников антикоррупционных органов выйдет, по мнению экспертов, на новый уровень.
«На сегодняшний день ставится задача разработать специальные образовательные программы, которые были бы согласованы с администрацией президента, в частности, с экспертным советом по противодействию коррупции, — говорит профессор МГИМО и член экспертного совета при Управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции Элина Сидоренко. — Будут внедряться очень хорошие дополнения к ранее существующей программе – они позволят, наконец, повысить эффективность общеобразовательных программ».
Характерно и то, что такое обучение будет распространяться не только на самих работников антикоррупционных ведомств, но и на лиц, которые непосредственно занимаются антикоррупционным образованием в институтах. То есть они обязаны будут проходить повышение квалификации в рамках программ, стандарты которых утверждены экспертным советом администрации.