Национальный план противодействия коррупции на 2016 -2017 гг содержит поручение руководителям регионов о разработке и принятии нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации.
О необходимости повышения роли этого механизма противодействия коррупции неоднократно говорили участники научных конференций, заседаний Рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, на заседаниях экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции.
Анализ организации независимой антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации (особенно в муниципальных образованиях) показывает отсутствие единых подходов к этой деятельности. Проекты актов размещаются на многочисленных ведомственных и муниципальных сайтах в различных форматах. В инструкциях по делопроизводству и иных актах порядок регистрации поступающих заключений, организации работы с ними и направления ответов независимым экспертам во многих случаях урегулированы не полностью. В связи с этим поручение Президента России о принятии на уровне субъектов нормативных актов, направленных на создание необходимых условий и инфраструктуры для организации независимой антикоррупционной экспертизы, формирование реального механизма содействия независимым экспертам в их деятельности, представляется специалистам в этой сфере весьма актуальным.
—Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить форму реализации подпункта «ж» пункта 9 национального плана, — пояснил ПАСМИ главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы», член экспертного совета при управлении президента РФ по вопросам противодействия коррупции Александр Коробкин. — Это может быть как внесение изменений и дополнений в уже существующие законы субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы противодействия коррупции, так и принятие отдельного регионального закона, постановления правительства субъекта Российской Федерации или постановления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. С точки зрения соблюдения юридической техники, наиболее рациональной формой, на мой взгляд, является принятие такого акта в форме регионального закона.
Такой закон мог бы конкретизировать порядок и сроки рассмотрения заключений независимых экспертов и подготовки ответов на заключения, установить нормы, направленные на снижение вероятности направления «отписок» или игнорирования заключений по формальным признакам. В каждом региональном органе государственной власти эксперт предлагает назначить должностное лицо, ответственное за организацию антикоррупционной экспертизы и взаимодействие с независимыми экспертами.
Для обеспечения доступа независимых экспертов к проектам нормативных правовых актов специалисты считают необходимым предусмотреть размещение этих документов на специально созданном портале, подобно тому, как это сделано на федеральном уровне. Там же можно размещать все поступившие заключения от независимых аналитиков и ответы о результатах их рассмотрения, что, в свою очередь, повысит открытость власти.
—Целесообразно также узаконить проведение для независимых экспертов семинаров, совещаний, иных обучающих мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия их с органами государственной власти и повышение качества экспертных заключений, подобно тому, как это делается, например, в Новосибирской области, — продолжает Коробкин.
Проект такого закона разработан и вскоре будет рассмотрен советом при управлении президента по вопросам противодействия коррупции. После его одобрения организуют широкое обсуждение проекта на базе территориальных органов Минюста России, в котором примут участие аккредитованные независимые эксперты, региональные отделения Ассоциации юристов России, профильные комиссии общественных палат субъектов Российской Федерации. Затем результаты обсуждения рассмотрят на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в регионах, где будут приняты решения о наиболее приемлемой для каждого субъекта форме дополнительных гарантий при проведении независимой антикоррупционной экспертизы.